Как рассчитать срок на предъявление исполнительного листа по новым правилам
Взыскатели больше не смогут применить один из популярных способов защитить свои интересы: отозвать исполнительный лист, а затем инициировать новое исполнительное производство. Теперь из срока исполнительной давности будут вычитать время, когда судебный пристав вел производство по исполнительному документу, которое закончилось без исполнения по инициативе взыскателя либо из-за того, что взыскатель препятствовал исполнению. Такие поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ и Закон об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 101-ФЗ.
Что изменилось с 9 июня 2017 года
Закон № 101-ФЗ установил два новых правила.
1. Если взыскатель ранее отозвал исполнительный документ либо совершил действия, которые препятствуют его исполнению, а затем повторно предъявляет исполнительный документ приставам, то из срока исполнительной давности нужно вычитать период со дня предъявления исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения (ч. 5 ст. 321 АПК РФ; ч. 3.1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве).
2. Если пристав возвращает взыскателю исполнительный документ, в нем он указывает:
причину возврата;
период, в течение которого он вел исполнительное производство;
взысканную сумму.
Эти правила теперь содержит часть 2 статьи 47 Закона об исполнительном производстве.
Такие же отметки будут ставить банк и работодатель должника, если кредитор направит им исполнительный документ для взыскания (ч. 10.1 ст. 70 и ч. 4.1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве).
Когда надо успеть предъявить исполнительный лист по новым правилам
Рассмотрим новые правила на примере.
Кредитор взыскал в суде долг. Решение суда вступило в силу 1 марта 2017 года. Это означает, что со 2 марта 2017 года начал течь срок исполнительной давности – срок, в течение которого взыскатель может предъявить исполнительный документ к исполнению в банк или службу судебных приставов. Срок исполнительной давности – три года, последний день срока – 1 марта 2020 года.
Взыскатель получил исполнительный лист и 10 апреля 2017 года предъявил его приставам для исполнения. С этого дня срок исполнительной давности прерывается и с 11 апреля 2017 года начинает течь заново. Теперь срок исполнительной давности заканчивается 10 апреля 2020 года.
Пристав возбудил исполнительное производство и начал совершать необходимые действия. Однако 10 августа 2017 года взыскатель отзывает исполнительный лист, а пристав оканчивает исполнительное производство. Судебный пристав вел производство по исполнительному документу четыре месяца (с 11 апреля по 10 августа 2017 года). Поэтому срок исполнительной давности становится короче на четыре месяца, и теперь заканчивается 10 декабря 2019 года. Взыскателю надо успеть вновь предъявить исполнительный лист до этой даты.
Предположим, что взыскатель повторно предъявит лист к исполнению 10 марта 2018 года. В этот момент срок исполнительной давности прерывается и начинает течь заново. По прежним правилам взыскатель получил бы в свое распоряжение все три года. И срок бы закончился только 10 марта 2021 года. Однако теперь из нового трехлетнего срока надо вычесть время, в течение которого пристав ранее работал с исполнительным листом взыскателя. В нашем случае это четыре месяца (с 11 апреля по 10 августа 2017 года). Значит, по новым правилам срок исполнительной давности закончится быстрее: не 10 марта 2021 года, а 10 ноября 2020 года.
В результате взыскатель больше не сможет неоднократно и без ограничений инициировать исполнительное производство, а затем отзывать исполнительный лист, если увидит, что имущества у должника недостаточно. Рано или поздно трехлетний срок исчерпается. Если периоды, в течение которых судебный пристав вел производство по исполнительному документу, в сумме составят больше трех лет, то взыскатель больше не сможет отозвать исполнительный документ и затем заново предъявить его к взысканию.
Почему потребовались изменения
Общий срок на предъявление исполнительного документа – три года со дня вступления судебного акта в силу (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Если в течение этого срока исполнительный лист предъявить к взысканию, срок исполнительной давности прерывался (п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве). Часто имущества должника не хватало, чтобы погасить все требования взыскателя. В этих случаях взыскатель отзывал исполнительный лист. Затем, в течение трех лет со дня возбуждения первого исполнительного производства, он снова предъявлял лист приставам. Это вновь прерывало срок исполнительной давности. И так до бесконечности. В результате взыскатель постоянно держал должника в неопределенности.
Правомерность такой практики в 2016 году поставили под сомнение в Конституционном суде РФ.
Спор, который попал в Конституционный суд РФ
Суд общей юрисдикции 15 сентября 2010 года вынес решение, которым обратил взыскание на имущество, заложенное гражданином. Взыскатель (Сбербанк России) 17 января 2011 года предъявил исполнительный лист приставам, но затем отозвал его. Пристав 8 июля 2011 года окончил исполнительное производство.
Спустя два года взыскатель повторно предъявил исполнительный лист. Пристав 20 февраля 2013 года возбудил исполнительное производство. Однако имущества вновь не хватило, чтобы погасить требования, и взыскатель повторно отозвал исполнительный лист.
Затем взыскатель снова предъявил исполнительный лист, пристав постановлением от 3 декабря 2014 года вновь возбудил исполнительное производство.
Должник посчитал, что взыскатель пропустил трехлетний срок для предъявления исполнительного листа, и попытался оспорить постановление пристава от 3 декабря 2014 г. Однако суды трех инстанций встали на сторону взыскателя.
Должник посчитал, что нарушили его право на судебную защиту, и обратился с жалобой в Конституционный суд РФ.
Что разъяснил Конституционный суд РФ
Конституционный суд РФ в постановлении от 10 марта 2016 г. № 7-П отметил: когда взыскатель обращает взыскание на заложенное имущество, он рискует, что рыночная стоимость этого имущества упадет и имущество не удастся реализовать. Это может побуждать взыскателей ждать, пока ситуация на рынке улучшится, и неоднократно подавать заявления о возвращении исполнительного листа.
При каждом предъявлении исполнительного листа приставам после возвращения взыскателю срок исполнительной давности прерывается. Из-за этого исполнительное производство не будет окончено исполнением, а должнику будут бесконечно угрожать меры принудительного исполнения.
Поэтому Конституционный суд РФ признал неконституционным неоднократное прерывание срока исполнительной давности предъявлением к исполнению исполнительного документа, ранее возвращенного взыскателю по его заявлению.
До поправок в Закон об исполнительном производстве Конституционный суд РФ обязал суды и судебных приставов в тех случаях, когда взыскатель отзывает исполнительный лист и затем повторно предъявляет приставам, вычитать из срока исполнительной давности время, в течение которого пристав ранее вел исполнительное производство.